Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 20:31

Муниципальное дошкольное образовательное 
учреждение детский сад 
комбинированного вида № 83

Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Меню сайта
Категории раздела
новости педагогического совета [6]
выступление на городской творческой мастерской [2]
новогодняя сказка [0]
из опыта работы [27]
советы по организации работы с детьми [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Хорошо
2. Отлично
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » из опыта работы

Консультация учителя-логопеда Ливановой И.В. для родителей «Периодизация развития речи. Нормативы речевого развития»
[ Скачать с сервера (19.6 Kb) ] 27.12.2023, 08:36

Речь в совсем развитии проходит определенные этапы:  экспрессивно- мимический, предметно- действенный и речевой.

К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно- мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев  общение устанавливается с помощью взгляда  и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится все более интонированным, выразительным. 

 В 3- 4 месяца начинает формироватьсяизбирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери (близкого человека). Появляются первые активные попытки повторить отдельные  элементы речи взрослых.   Постепенно  становятся не только разнообразными  интонациями, но и усложняются сами звуки, появляется гуление. К концу четвертого месяца  младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке.

В этот период развития у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему.   Ситуативно- личностная  форма оказывает влияние  на дальнейшее развитие ребенка.

 

           Основания для беспокойства:  не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, нет подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха, не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

 

7- 10 месяцев.  Вторая половина младенчества- это изменение отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка  начинают формироваться предметно- действенные средства общения.  В лепете ребенка 6-7 месяцев проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, баба, дядя, а-тять и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.

 

Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета),  невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

 

10-12 месяцев: К концу первого года жизни ребенок  в эмоционально значимой  ситуации начинает выражать  свои желания,  намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия, например: дай — возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д

 

 Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя. Отсутствие лепетных слов. 

 

 После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около 20 слов, в 2 года — 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого обобщения.

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При этом ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит  его часть или искажает, используя аморфные слова.  Например, вместо «девочка» - дека, «купи»- пику, «хлеб»- пэха.  Из накопительных слов  ребенок не строит предложения.  В его речи нет глаголов.  Грамматическое оформление предложений грубо искажено, например, вместо «Я не хочу»- Аня хочет нет. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем».       

   В 4 года фразовая речь ребенка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к четырем годам  приблизительно 2000 слов.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.

           В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести г одам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи.

 

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д.;  ребенок  неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказать о происходящих событиях.

Категория: из опыта работы | Добавил: Student_ds
Просмотров: 26 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz