Речь в совсем развитии проходит определенные этапы: экспрессивно- мимический, предметно- действенный и речевой.
К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно- мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится все более интонированным, выразительным.
В 3- 4 месяца начинает формироватьсяизбирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери (близкого человека). Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся не только разнообразными интонациями, но и усложняются сами звуки, появляется гуление. К концу четвертого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке.
В этот период развития у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему. Ситуативно- личностная форма оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Основания для беспокойства: не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, нет подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха, не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7- 10 месяцев. Вторая половина младенчества- это изменение отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка начинают формироваться предметно- действенные средства общения. В лепете ребенка 6-7 месяцев проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, баба, дядя, а-тять и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 месяцев: К концу первого года жизни ребенок в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия, например: дай — возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д
Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя. Отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около 20 слов, в 2 года — 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого обобщения.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При этом ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, используя аморфные слова. Например, вместо «девочка» - дека, «купи»- пику, «хлеб»- пэха. Из накопительных слов ребенок не строит предложения. В его речи нет глаголов. Грамматическое оформление предложений грубо искажено, например, вместо «Я не хочу»- Аня хочет нет. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем».
В 4 года фразовая речь ребенка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к четырем годам приблизительно 2000 слов.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.
В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести г одам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи.
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д.; ребенок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказать о происходящих событиях. |