Наш опрос |
---|
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
|
Статистика |
---|
![](/stat/1739016871)
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
социально - педагогической направленности "Веселый язычок"Дополнительная платная услуга социально- педагогической направленности (специальные логопедические группы)«Веселый язычок» осуществляется учителями логопедами МДОУ Ливановой И.В. и Гальцовой С.А.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
Многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Аннотация к программам "Веселый язычок"
Содержание данной программы позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Основной целью этой программы является развитие свободной, творческой, активной личности. Огромное значение придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта. Реализация этой программы дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов, разработок в области воспитания правильного дыхания, использованием различных видов массажа и самомассажа. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников. Программа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму, но основная ее задача – развитие двигательных, познавательных, способностей дошкольников. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга;
2. Речевой области коры головного мозга;
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;
4. Формирования навыков учебной деятельности (умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).
Игры и упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Занятия продуманны, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя ее развитию. Программа представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя - логопеда, воспитателей, врача, психолога, родителей и ребенка, имеющего речевые нарушения.
Это способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели всего педагогического коллектива с детьми-логопатами.
Программа построена в соответствии с принципами:
Концентрическим - это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка. Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально- волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает коррекцию фонетического, фонематического компонентов речи так, чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
Дидактические принципы:
- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошо известного к неизвестному);
- принцип индивидуализации и гуманизма.
4. Специфические принципы:
- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет
- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.
Цель программы:
Своевременная диагностика и коррекция речевых нарушений дошкольников.
Задачи реализации программы:
- устранение дефектов звукопроизношения,
- развитие фонематического слуха,
- развитие речевого дыхания,
- работа над просодическими компонентами речи: темп, тембр, мелодика,
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи,
- формирование грамматического строя речи,
-развитие мелкой и общей моторики,
- развитие познавательных процессов: слухового внимания, слуховой памяти, пространственной ориентировки.
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ
Структура и особенности программы.
Вся логопедическая работа осуществляется в 3 –х направлениях:
1-диагностическое;
2-коррекционное;
3-профиллактическое;
Содержание программы:
I. Диагностическое направление с целью построения системы индивидуальной коррекционной работы и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам. Комплектования групп на основе общности структуры дефекта. Отслеживание динамики развития фонетической и фонематической стороны речи на конец учебного года, оценка эффективности коррекционного воздействия .
Проводится с 15 - 31октября.
Диагностика включает:
1. мониторинг речевых нарушений старших дошкольников;
2. методика обследования речи на начало года;
3. диагностика речевого развития на конец года.(см. приложение) проводится в ходе наблюдений и проведения занятий с ребенком.
Форма проведения - индивидуальная.
II. Коррекционное направление.
Проводится учителем – логопедом на индивидуальных логопедических занятиях в рамках разработанных методик: система индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения - (дислалия ,стёртая дизартрия);
Формы работы: индивидуальные занятия.
Методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельные и под руководством логопеда.
Методические рекомендации:
1 –Коррекционное обучение проводится по основным направлениям :
- развитие слухового внимания ;
- развитие сенсомоторных навыков;
- формирование кинестической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия;)
- развитие игровой деятельности;
Требования к проведению занятий :
- добровольное участие детей;
- продолжительность занятия – 12 -15 минут .
- регулярность занятий по коррекции звукопроизношения –2 раза в неделю.
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребности в эмоциональном общении. Педагогические требования распространяются на все индивидуальные занятия.
Вся работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов:
I. Подготовка ребёнка к длительной и кропотливой работе.
Задачи: вызвать интерес к занятиям ;
1- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия
2- формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков;
3- укрепление физ.здоровья (применение методов лечебной педагогики, массажа, самомассажа,)
II. Формирование произносительных умений и навыков .
Задачи:
1-устранение дефектного произношения;
2-умение дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
3- формирование умений и навыков пользования исправленной, фонетически чистой, правильной речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе осуществляются в соответствии с методикой коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения.
III. Систематические упражнения на развитие внимания , памяти , мышления на отработанном в произношении материале .
Профилактическое направление – охватывает работу логопеда через организацию профилактической работы с педагогами детского сада и родителями. Работа осуществляется в течение всего учебного года. |
|