Тема инновационной деятельности: «Обновление образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС ДО»
Цель инновационной деятельности: проектирование оптимальной модели образовательного процесса ДОУ в контексте требований ФГОС ДО.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и заявка участника ежегодного краевого конкурса проектов педагогов и образовательных учреждений Хабаровского края на присвоение статуса в инновационной инфраструктуре сферы образования Хабаровского края (ознакомиться),(ознакомиться)
Отчет о работе инновационной деятельности МДОУ в 2014-2015 уч.году (ознакомиться), (ознакомиться)
Отчет о работе краевой инновационной площадки (ознакомиться)
С методическими разработками педагогов ДОУ можно ознакомиться на страничке сайта "образование"
Для успешной реализации цели инновационной деятельности и проектирования оптимальной модели образовательного процесса – т.е. продумывания стратегических принципов его организации, мы считаем очень важным на I этапе грамотно организовать работу по повышению профессионального уровня педагогических кадров.
Поскольку очевидно, что конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса, должны быть вариативны, представлены для выбора воспитателем.
Именно педагоги должны стать соавторами целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы своих воспитанников.
Поэтому 1- ая задача, которую мы перед собой поставили, заключается в следующем: разработать и апробировать эффективные формы методической работы с кадрами, направленные на развитие профессиональной компетенции педагогов в контексте основных идей ФГОС ДО.
В связи с этим были составлены: план – график повышения квалификации и переподготовки педагогических, руководящих работников и план методической работы, с включением в него интерактивных форм, которые позволяют вовлекать педагогов в инновационную деятельность.
В ДОУ созданы временные творческая и проблемная группы по изучению, апробации и внедрению современных педагогических технологий. Педагоги предоставляют собственные практические разработки, готовят сообщения из опыта работы, материалы для практикумов, мастер- классов.
Основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, которые мы стараемся использовать - это «Мастер – класс», «Педагогический ринг», «Союз единомышленников», «Мозговой штурм», «Аукцион идей».
Системная работа методической службы ДОУ по включению педагогов в инновационную деятельность способствовала положительной динамике роста профессиональной компетентности педагогов и созданию психологически комфортной образовательной среды, предполагающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в дошкольном учреждении атмосферы, способствующей развитию способностей, склонностей, возможностей педагогов.
Результатом использования интерактивных форм и методов в работе с педагогическим коллективом стало активное участие педагогов ДОУ в методической работе города и края.
Для обмена педагогическим опытом, методической поддержки и профессионального роста, демонстрации инновационной деятельности, в том числе и за счет широкого использования средств Интернет, педагоги ДОУ в 2013-2014 уч. году принимали участие в различных конкурсах: Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества, Общероссийском педагогическом конкурсе "ЛОГОС" и др., где получили дипломы разной степени.
Одновременно с повышением профессиональной компетентности педагогов идет работа по внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Мы считаем, что для «модельного» описания образовательного процесса нужно учитывать следующие элементы:
- позиции взрослого по отношению к детям, детскому коллективу;
- организацию содержаний образования;
- и структуру предметной среды.
Именно эти составляющие создают в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду.
Продумывая работу, мы учитывали целевые ориентиры, заложенные в ФГОС, и определили для своего учреждения, основные педагогические технологии которые обеспечивают реализацию ведущих положений стандарта.
А именно: проектную технологию и ТРИЗ технологию.
Считаем, что на этапе введения ФГОС ДО в образовательный процесс именно проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы педагога с воспитанниками.
Технология организации образовательных проектов, как формы включения детей, педагогов, родителей в совместную деятельность, наиболее результативна и отвечает современным требованиям построения модели образовательного процесса.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
Практика внедрения проектной технологии показала, что она может удачно сочетаться с ТРИЗ-технологией. Поэтому при организации работы над проектом воспитатели используют игры и упражнения технологии ТРИЗ, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников.
Как показали наблюдения, отзывы практической работы педагогов ДОУ особенно хорошо вписывается в проектную деятельность «Системный оператор» технологии ТРИЗ.
Полученные результаты (разработанные проекты, методические рекомендации для воспитателей города) демонстрируют возросший уровень профессиональных компетенций педагогов ДОУ, уровень удовлетворенности родителей.
Отмечен рост презентативных умений воспитателей. Являясь важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, данный вид умений на начало учебного года был недостаточно востребован и мало применялся в образовательной деятельности.
У детей появился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.
Родители вовлечены в педагогический процесс учреждения, что укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом, формирует систему государственно - общественного управления.
Практический опыт использования технологий как инструментария образовательного процесса показал, что воспитатели, владеющие ими, умело и гибко могут перестраивать структуру совместной деятельности детей и взрослых, ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка; продумывать во всех деталях организацию развивающей предметно - пространственной среды с безусловным созданием комфортных условий для дошкольника.
Яркая демонстрация правильного направления работы – высокий уровень школьной зрелости воспитанников, благодарственные слова родителей и учителей начальных классов школы.
В планах коллектива дальнейшее совершенствование образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий:
– обеспечение интеграции технологии ТРИЗ во все виды детской деятельности;
– возможность слияния двух технологии (проектной и ТРИЗ) при планировании и реализации содержания образовательного процесса.
Как уже отмечалось, важной составляющей образовательного процесса выступает развивающая предметно - пространственная среда учреждения.
В настоящее время нами проводится серьезная работа по корректировке развивающей предметной среды, обеспечивающей развитие самостоятельности, инициативности и творческого потенциала дошкольника в разных видах детской деятельности.
С педагогами в рамках круглого стола на тему: «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО» обсуждались вопросы о том, как создать условия, которые будут способствовать становлению инициативы, самостоятельности, любознательности, умению выбирать, позволят наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Анализировали развивающую среду групп, используя карты оценивания развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ с точки зрения целевых ориентиров и индикаторов оценки требований предметно - пространственной среды. (приложения)
Планируемые результаты инновационной деятельности:
- дальнейшее совершенствование профессиональной компетенции педагогов;
- разработка модели образовательного пространства в ДОУ;
- обновление программно - методического обеспечения;
- совершенствование планирования воспитательно- образовательной работы.
Наряду с достижениями коллектива ДОУ в ходе введения ФГОС ДО, существует и ряд вопросов, требующих дальнейшего решения:
- продолжается изучение и освоение применения педагогических технологий в работе с дошкольниками;
- идет поиск новых, современных форм включения родителей в образовательный процесс ДОУ, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов.
- отсутствие реестра примерных основных образовательных программ затрудняет разработку образовательной программы ДОУ в полном объеме;
- Но очень хочется действительно сделать "вкусную" программу, тогда вероятно все участники образовательных отношений в ДОУ будут получать истинное удовольствие: педагоги от работы с детьми и родителями, дети - от общения со сверстниками и педагогами, родители- от успехов своих детей и тех новых знаний, которые они смогут почерпнуть если будут вовлечены в деятельность детского сада, но, а мы как администрация дошкольного учреждения - будем рады, что все удается.
Проблемы есть, но они решаемы, и педагогический коллектив ДОУ уверен, что введение ФГОС окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности учреждения.