Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 07:53

Муниципальное дошкольное образовательное 
учреждение детский сад 
комбинированного вида № 83

Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Меню сайта
Категории раздела
новости педагогического совета [6]
выступление на городской творческой мастерской [2]
новогодняя сказка [0]
из опыта работы [27]
советы по организации работы с детьми [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Хорошо
2. Отлично
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » из опыта работы

Развитие творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников.
27.07.2016, 11:56

 Одним из актуальных вопросов сегодняшнего времени является вопрос гармоничного развития и творческой самореализации. Человек по своей природе творец, но его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Убеждена, что искусство предназначено именно для пробуждения творческого начала. Ведь искусство - это источник прекрасных образов, мыслей чувств, которые дают импульсы для жизни и творчества. Главную цель художественного развития вижу в том, чтобы каждый ребенок, независимо от его будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе к другому человеку как относится ко всему этому настоящий художник. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, «познавать и совершенствовать этот мир на основе родственного отношения к нему. Не такими ли мы хотим видеть наших детей в будущем? А изобразительная деятельность, и конкретно рисование, по сути, является такой деятельностью, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Но здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческой личности.Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление в программе воспитания ребенка в детском саду, волновали вопросы: "Почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие либо "произведения, не испытывая затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей то, что мы педагоги предлагаем для детей сюжет будущей работы ?"

Размышляя над данными вопросами, я пришла к выводу, что мы лишаем детей возможности проявить фантазию, самостоятельно потрудиться. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопросам развития детского изобразительного творчества. Проведенный анализ моей работы по традиционной методике изобразительной деятельности в детском саду заставил глубоко задуматься над тем, способствует ли эта работа развитию художественного творчества в том смысле, в каком его понимают  исследователи детского творчества. С этой целью я изучила детские рисунки Они, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отражали индивидуального отношения ребенка к создаваемому образу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, я попыталась выстроить систему работы с детьми по рисованию. При этом основной акцент сделала на использовании нетрадиционных способах рисования. Выбор этот не случаен. Само название говорит за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет уйти в работе от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать непроизвольный интерес у ребят. Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества является создание эстетической среды в детском саду, я в своей группе попыталась изменить её. Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставляя им как можно больше самого разнообразного материала. Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответствующих уголков. Мною были изготовлены дидактические игры, пособия, использование которых имело место в предварительной работе. Также подготовила серии репродукций с картин художников, диапроектор, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве Погружение ребят в эстетическую среду своего окружения за счет практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволяло прививать им чувство прекрасного.Я понимала, что прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться конкретный образ об этом объекте. Эти представления ребенок получает из окружающей действительности, природы в процессе наблюдения, общения исследования. Поэтому прогулки и совместную деятельность с детьми выделила отдельным направлением в системе своей работы, определив их как формы   предварительной работы. При этом мне важно было поставить ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему. Кроме того, использовала такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседу по картине. Много внимания уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, чтобы они сопереживали настроению художественных образов, знакомились с творчеством художников. Использование художественного слова, музыкальных произведений о природе одновременно с рассматриванием детьми картины, способствовало формированию образов в сознании ребенка. Эти образы возникали на основе таких психических процессов, как восприятие, мышление воображение, являющихся основой творческой деятельности.Созданию образов помогало использование дидактических игр, игровых заданий, игр - драматизации, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого - либо предмета или явления, я старалась не ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен выражать переживание. Не в моей власти указывать ребенку, каким именно должен родиться этот образ, т.к. это переживание его, ребенка, а, не мое. Соответственно и образы всегда были индивидуальными. Постоянно обращала внимание детей на органичную связь между внутренним состоянием живых существ и его внешним выражением.  На занятиях, когда дети пытались создать и реализовать в рисунке свой замысел, я не торопилась навязывать способы передачи образа. Давала возможность свободно изобразить задуманное. Однако при этом столкнулась с тем, что детям сложно было выбрать индивидуальный способ изображения, который мог удачно отразить созданный образ. Возникала проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Как же можно передать в рисунке особенности предмета, характерные именно для него? Чтобы помочь детям решить данную проблему, стала более широко использовать упражнения детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Знакомила детей с различными средствами выразительности и возможностями их использования.Особое значение придавала освоению детьми культуры цвета, т.к. он является наиболее выразительным средством. Поэтому в самом начале работы я применяла игровые задания, специально вводящие ребенка в мир красок. Обращала внимание на то, что искусство смешивания красок позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражнений создавала условия для того, чтобы ребенок осознал выразительную силу цвета и научился пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереотипов. Основой таких упражнений служило рассматривание на прогулках объектов природы, в процессе, которого дети открывали многоцветность реального мира.Кроме того, подводила детей к использованию таких выразительных средств, как линия форма,  композиционное расположение при создании рисунка.  На занятиях в процессе занимательных упражнений дети наглядно знакомились   с различным характером линий, располагали   фигуры   на   листе   несколькими   способами, осваивали   значение   ритма, создавая свои элементарные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомлению с выразительными средствами изображения подводила детей к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выражения своих замыслов, своего отношения к изображаемому.

Большую   роль   в   создание   неповторимых   образов   детьми   играло   использование нетрадиционных средств и способов рисования. 

Знакомство с ними проходило в процессе решения проблемных ситуаций, в совместной деятельности, на специальных занятиях по рисованию, где дети изучали изобразительные материалы и инструменты, пробовали с ними экспериментировать. У детей возникал естественный интерес к необычным материалам и желание их использовать в разных видах рисования. В дальнейшем дети  в свободной деятельности пользовались данными материалами при изображении различных объектов.

     По мере освоения все новых и новых  способов дети открывали для себя тс, что определенный образ можно выразить не одним, а несколькими способами. В   последующей работе предлагала детям творческие задания. При этом ребенок сам отбирал к занятию все необходимое в соответствии со своим замыслом. У детей уже имелись знания и навыки работы в разной технике рисования, и здесь от них требовалась не репродуктивная деятельность, а демонстрация умения творчески применить освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла.

   В процессе работы сложилась определенная структура занятия.

Первый этап соответствует началу занятия, где пытаюсь заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый из ребят сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе. Мое участие состоит в том, чтобы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой вариант. Заключительным этапом является анализ работ. Здесь важным является умение выразительно нарисовать образ, передать настроение и собственное отношение к изображаемому.  Я всегда помню,  что в искусстве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности. Нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Каждый раз старалась избегать всякой категоричности, понимая, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. И потому прямую оценку заменяла похвалой, поддержкой, обсуждением. Учила детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекала внимание родителей, которые не оставались равнодушными к творчеству детей.

Для меня, как педагога, важно было проследить изменения у ребят в умении применять известные   способы   работы   с  различными   материалами  для   отражения   собственного понимания и отношения к окружающему. Проведенная диагностика показала: значительно выросло количество детей, использующих нетрадиционные средства и способы рисования. Для диагностики  использовала  предлагаемые Тамарой Логиновной Денисовой  показатели  проявлении творчества в рисунках:

1.отношение к деятельности (активность, самостоятельность, заинтересованность); быстрое вхождение в воображаемую ситуацию.

2. умелое использование знакомого материала на других занятиях, в других условиях.

3. умение самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения.

4. проявление самостоятельности в планировании воплощении, получении результата.

5.   подражание образцу педагога, но применение его при создании нового образа.

Для меня же значимо то, что никто из детей не остается равнодушным.

Все дети проявляют заинтересованность в работе. У них отмечается быстрое вхождение в ситуацию, которую задумали, активизируется процесс зарождения идеи.

В повседневной жизни в группе я стала замечать, что многие из детей пытаются применить знакомый материал не только непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности, но и в других условиях. Для выражения своего замысла в рисунке могут сами найти способы изображения  из большого набора предлагаемых мною материалов. При этом чаще действуют самостоятельно, прибегая к помощи взрослых лишь с целью уточнения своего решения.

 На основе анализа продуктов деятельности, из бесед с детьми, убедилась в том, что у детей развивается новое отношение к окружающему, носящее эстетический характер. Дети постепенно научились воплощать это отношение в творческой практике освоенными средствами и способами изображения, о чем свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальностью, неповторимостью.

 

Категория: из опыта работы | Добавил: Student_ds
Просмотров: 789 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz